Украшение тела узорами татуировки в наше время – обычное дело.
Хорошо, если за рисунками стоит не просто желание выделиться, а многовековые культурные традиции. Я сейчас говорю об этнических узорах, которые стали очень популярны в наше время благодаря стилю татуировки трайбл (в переводе с английского tribal – означает «племенной»).
В 2003 году скандально известный Майк Тайсон сделал себе татуировку на лице: узор спиралей вокруг левого глаза. В основе рисунка лежат верования маори, которые, по словам людей из окружения Тайсона, символизируют внутренний мир великого в прошлом боксёра, его природу воина. Татуировка в одночасье облетела все средства массовой информации, вызвав бурю различных эмоций. Новозеландские учёные, например, раскритиковали Майка, который, по их словам, не имел никакого право наносить подобную татуировку.
Таким образом, публично выражая недовольство боксёром, преподаватель истории искусств Оклендского университета Нгарино Эллис вместе с коллегой Нгахуия Те Авекотутку (оба – потомки маори) затронули очень важный вопрос. Есть ли право, например, у русского человека покрывать своё тело татуировками маори? Могут ли люди, не являясь потомками аборигенов Новой Зеландии «присваивать себе традиционную татуировку древнего народа»?
Воин маори
Чтобы ответить на этот вопрос, я решил детально изучить, что собой представляет «та моко» – нательные узоры аборигенов «земли длинного белого облака». Возможно, найти однозначный ответ мне не удастся, но зато точно появится своя аргументированная точка зрения. Итак, приступим!
Искусство татуировки пришло в Новую Зеландию много веков назад из Восточной Полинезии. Издревле нанесение перманентных рисунков на островах Тихого океана почиталось за священнодействие, сопровождалось множеством церемоний и ритуальных обрядов.
Хотя маори использовали те же инструменты и методики, что и жители всех полинезийских островов, традиционный стиль «та моко», или «моко», если речь идёт о нанесении узоров на лицо, стал известен во всём мире именно благодаря аборигенам Новой Зеландии. Жители острова не только довели до совершенства искусство нанесения татуировки, но и возвели характерные узоры в ранг культурной традиции. В переводе с языка маори «моко» означает ящерку, которая у аборигенов символизировала дух предков. Среди маори бытовала простая мудрость: «У тебя могут украсть все твои самые ценные вещи, но никто не лишит тебя твоего моко».
В былые времена нанесение «моко» было больше похоже на резьбу по дереву, чем на рисование по телу. Дело в том, что аборигены вовсе не накалывали узоры иглами. Для нанесения тату маори использовали uhi – небольшие долота, с помощью которых рисунки вырезались, оставляя на коже замысловатые шрамы. Мастера нанесения моко (tohunga-ta-moko) использовали в работе разнообразные долота, сделанные из костей альбатроса или рыбы, из акульих зубов и обломков ракушек. Перед тем, как делать татуировку на лице маори, мастера тщательно изучали строение черепа аборигена. После того как рисунок был готов, новоявленному обладателю «моко» запрещалось самостоятельно принимать пищу: вода и жидкая пища вводились с помощью специальной трубки.
Майк Тайсон
Сходство с резьбой по дереву заключалось и в том, что традиционные узоры зачастую повторяли те, что резчики наносили на деревянные предметы. Основные символы «та моко» – линии и спирали. Характерная черта всех узоров – симметричность мотивов.
Спирали, безусловно, самый распространённый элемент, значение которого можно обозначить как «рождение». По спиралям можно было определить, из какого рода или племени их владелец, его происхождение. Для воинственных маори одним из главных символов была двуглавая спираль Mango Pare. Она появилась благодаря акуле молот, которая в искусстве маори является символом решимости, силы и воинского духа, свирепости. По такой спирали с двумя закрученными концами можно было определить, что маори – воин.
Расположение линий в маорийской татуировке бывало самым разнообразным. Раньше haehae lines лучами, лестницами и другими узорами означали военные заслуги маори: сколько врагов убил абориген, количество битв, в которых маори принимал участие, даже количество ранений.
Но, несмотря на тесную связь узоров татуировки с военными традициями маори, свою важнейшую роль «моко» играло в социальной жизни. Юношам и девушкам первые «та моко» наносились как символ перехода во взрослую жизнь.
По татуировкам можно было определить очень многое. Наиболее информативным было мужское «моко» – маскообразная татуировка на лице, которая состояла из следующих разделов:
• Ngakaipikirau (разряд). Центральная часть лба
• Ngunga (положение). Область вокруг бровей
• Uirere (разряд). Глаза и область носа
• Uma (первый или второй брак). На висках
• Raurau (подпись). Область под носом
• Taiohou (работа). Область щек
• Wairua (сословие). Подбородок
• Taitoto (статус рождения). Челюсть
Вождь маори
Видно, что татуировка – это и паспорт, и родословная, и список подвигов в одном. Как правило, по тщательности исполнения рисунков можно было определить место, занимаемое аборигеном в обществе. Чем больше рисунков на лице, тем выше статус у их обладателя в племени. Аборигены, на лице которых вовсе не было «моко», теряли почти все общественные права: положение папа-теа (пустого лица) в обществе фактически являлось рабством. Покрывать тело «та моко» полностью имели право только вожди и их родственники. Вся маорийская знать обязательно носила «моко». Если же оказывалось, что татуировка на теле маори не соответствовала его статусу, то это каралось смертью.
Помимо социальной, была ещё одна важная причина, по которой маори столь много внимания уделяли татуировкам. Она заключалась в том, что аборигены были уверены, что «моко» повышает привлекательность её обладателя в глазах представителей противоположного пола. Мужчинам обычно делали тату на лице, спине, ягодицах (raperape), животе и бёдрах (puhoro). Татуировки женщин были более скромными, их попросту было меньше. Чаще всего они делались на губах (kaue) и подбородке. А также ягодицах, животе и бёдрах.
Женщина маори
Столь популярное в средние века искусство «та моко» постепенно начало угасать в середине 19 века, когда англичане вторглись в Новую Зеландию. Непокорные воины маори, естественно, попытались оказать захватчикам сопротивление, которое впоследствии получило название «маорийские войны». Но аборигены проиграли европейцам, а спустя некоторое время мужчины маори практически перестали делать себе «моко». Женщины были верны традиции гораздо дольше, вплоть до двадцатого века. Для них татуировка являлась воплощением древней культуры, символом неповторимости маори.
В конце 19 века иглы пришли на смену долотам. Очевидные преимущества более современного инструмента: увеличилась скорость нанесения, сам процесс стал менее опасным для здоровья. Но вместе с этим «моко» потеряло свою, казалось, неотъемлемую часть – рисунки стали абсолютно гладкими. Год за годом традиция медленно умирала. Всё меньше новозеландцев видело смысл в замысловатых древних узорах.
Но неожиданно, в 1990-х годах, искусство нанесения «та моко» получило вторую жизнь: такая же ситуация годами раньше случилась и с забытыми кельтскими узорами. И мужчины, и женщины стали делать «моко» как знак культурного единства. Сей факт стал ещё одним подтверждением возрождения культуры и языка маори. Потомки воинственных аборигенов не только стали делать татуировки, но некоторые мастера даже вновь стали использовать uhi. На сегодняшний день в Новой Зеландии, в отличие от прежних времён, много женщин, которые занимаются нанесением татуировки.
Вот, собственно, и всё. Для себя я решил, что если и решусь когда-нибудь сделать себе татуировку, то это обязательно будет славянский мотив, а не узоры «та моко». Ещё могу сказать, что Майка Тайсона я не порицаю. Он сделал свой, надеюсь, осмысленный выбор, и никто не вправе его винить. Даже ведь возможно, что его далёкие предки были выходцами из Новой Зеландии.
Эти 4 пользователя(ей) сказали Спасибо ded76 за это сообщение:
Прочитал вот такую статью , понравилась .Решил поделится , а заодно и интересно кто что думает о нанесении ,,чужых,, родовых знаков на тело . Европа давно смешала все культуры в кучу но правельно ли это ?
Этот пользователь сказал Спасибо ded76 за это сообщение:
Конечно можно всё мешать и примерять на себя.А инцидент с татуировкой Тайсона-вообще высосан из пальца.
Мы ,дети современной цивилизации,давно потеряли свои корни(их и не было,возможно) в татуировке, и остаётся только заимствовать из чужих культур.Тем более такой красивой,как МОКО маори.
Европа давно смешала все культуры в кучу но правельно ли это ?
Конечно правильно, другого и быть не может, это развитие.
Полинезийцы не развивают свою татуировку, оно им и не надо (папуасы, что с них взять))
Но сам стиль может выглядеть интереснее, если его преподнести не строго канонически: http://club.tattoo-world.ru/gallery/...09_9_45_17.JPG
,,МОКО,, и у кого есть на нее право... у меня есть на неё право... обменял на стеклянные бусы.
Познавательно.
Но это музей истории.
Всё равно как:
Блюз могут слушать только негры, сало кушать имеют право только украинцы, шампанское - это культура Франции, и пить его имеет право только франзуц.
А в музеях России должны быть только русские картины, и только о России.
Олд, нью и традишнл - только американским матросам, москвичи! прекратите это татуировать, вы же славяне!...и не матросы ни разу.
Японские татузы - только представителям якудзы.
Доля правды конечно есть.
Не видел я японцев с пАлехом во всю руку.
Китайцев со славянскими словами и предложениями над жопой.
Но есть нюанс!
Мы говорим об уже давно устоявшейся культуре именно татуировки, татуирования.
В Полинезии татуировка - это огромный кусок всего их изобразительного творчества.
В Японии тоже.
В штатах - это новая история, но история!...как индукцию запатентовали, так и история))
У славян нет истории татуировки (можете кидаться в меня какашками).
Да, у Николаши 2-го была говорят татуза...но японская!
Иконопись, живопись, архитектура - да.
Тату - нет! Православие и не позволило-бы.
Про раскопки древних племён с татуированными вождями... это были ещё не славяне. Жили себе люди и не знали что их к славянам будут потом причеслять))
Мне кажется что вся современная татуировка - это именно! микс.
Поппури на темы, разные темы, разных стилей, стран и народов.
И от этого тату-культура только богаче и интереснее.
Если славянская татуировка разовьётся как достаточно мощный и популярный стиль, то это будет тоже именно современная интерпретация старинных символов,
узоров, орнамента.
Точный смысл которых мы Не всегда знаем и понимаем.
Тот-же венигрет на славянские мотивы.
Но древнего конкретного значения того или иного тату, именно тату-рисунка у славян не было.
Возможно в каких-то отдельных племенах, дохристианского периода....кривичи, древляне, (да и то вряд-ли) но не! славяне.
Развитие славянского направления в татуировке может стартовать, стараниями конкретного художника-татуировщика.
Благодаря серии его тату-флешей.
Он обиграет орнамент в первую очередь.
Всё тот-же растительно-звериный орнамент.
Орнамент разных народов, проживающих на территории современных России, Украины, Белоруссии и других стран.
Возможно что-то позаимствовать из культуры скифов и сарматов.
__________________
...мысли в слух
Эти 7 пользователя(ей) сказали Спасибо Сергей_ТАТУ за это сообщение:
Серёга,какашкой не кину,НО у князя Святослава по описанию летописцев были татухи.Причём почти всё тело и на лице тоже,языческие обереги...и помогали ему,хотя он и сам был личность-дай Боже!Одних хазар ему до скончания века хватит и переименования реки Итиль в Волгу.....
Почитай Сергея Алексеева "Аз Бога ведаю..."
__________________
Человек не должен зависеть от длины своего меча...
人々は彼の剣の長さに依存するべきではありません
Этот пользователь сказал Спасибо Хэнк за это сообщение:
есть ещё сведения от византийцев о том что славянские племена наносили на тело рисунки... Пётр Первый ввел татуировки в армии - наносились порохом на правое запястье! сербы в Черногории наносили христианскую символику чтобы не переходить в мусульманство во время турецкого ига (чаше всего на грудь, лицо и руки... даже женщины)! хотя согласен что славянского стиля как такового нет... а жаль! но кельтский стиль тоже исскуственно создан и живёт же! так что флаг нам всем в руки!
__________________
Делай что должен и будь что будет!
Тема ушла в никуда.Речь шла изначально о островитянах,сохранивших (чуть-чуть не ) традиции,а главное,анатомично и КРАСИВО вписаных,татуировок со своим,одним им только известным,смыслом!
А при чем здесь ВООБЩЕ кельтская вязь и прочая гжель!На данный момент там весь смысл начинается и останавливается на горшках,дверях и самоварах.Остальное-домыслы,зарабатывающих на хлеб,историков.
Так что формируем понравившийся узор,вписываем в тело,а смысл додумываем на ходу :-)
И руки прочь от Анжелы Дэ.... тьфу,от Железного Майка!
__________________ ...я так... Думаю!
Эти 5 пользователя(ей) сказали Спасибо Дырявый за это сообщение:
Я например после статьи , в очередной раз подумал о том что в каждом народе есть свои определенные элементы в изображениях , которые не просто очередная завитушка в каком либо узоре , орнаменте или на готовых древних амулетах , а реально работающий символ -знак. Их не зря придумали и они не зря выжили ( знаки в смысле ) Речь не идет , о общих направлениях в искусстве в той или иной культуре , а речь идет о конкретных исторических символах для той или иной культуры. Речь о незнании вопроса , особенно если речь касается древних культур , а то и вымерших цивилизаций. Взять например........... ну Майа например , многие стали наносить узоры состоящии из древних божков этого по меньшей мере странного , но продвинутого народа . Но у них не было добрых божков , сплошные мрАки ( , и не факт что все они не просто так были придуманы . И так в каждой культуре есть свои ,, добрые,, и ,,злые,, знаки , понятные и не очень , и стоит каждый раз подумать о том , а лучше узнать , ЧТО ? ,ТЫ , НАНОСИШЬ , на СВОЕ ,тело. Тогда все сложится хорошо , и вас не будут мучать сомнения о том ,что же все таки на Вас нарисовано......
P.S. ( Колите только проверенные брэнды ! )
Этот пользователь сказал Спасибо ded76 за это сообщение:
Итак хочу пояснить свою позицию... существует псевдоэтник и этник! так? в псевдоэтник стилизация под... в этнике строгое следование канонам! если изначально принимать что изучение любого дохристианского стиля проводилось с доказанием верности христианских канонов и культуры, то вопрос о самом стиле этник сам собой отпадает! логично? всё что было этнически верно - забыто и уничтожено, а обрывки пытаються сейчас выдать за что-то великое... особенно те кто не создал своей техногенной цивилизации! типа возврат к корням... а где эти корни? вот такие мысли!
__________________
Делай что должен и будь что будет!
..........если изначально принимать что изучение любого дохристианского стиля проводилось с доказанием верности христианских канонов и культуры, то вопрос о самом стиле этник сам собой отпадает! логично? всё что было этнически верно - забыто и уничтожено, а обрывки пытаються сейчас выдать за что-то великое... особенно те кто не создал своей техногенной цивилизации! типа возврат к корням... а где эти корни? во..................
Ты хочешь сказать , что за каких то несчастных 2000 лет , было забыто все то что было этничеcки верно ????? Я уверен что ты заблуждаешься . Христианские каноны это такой ,,свежак,, ............
Ты хочешь сказать , что за каких то несчастных 2000 лет , было забыто все то что было этничеcки верно ????? Я уверен что ты заблуждаешься . Христианские каноны это такой ,,свежак,, ............
не уверен... даже племенные мифы островов океании изменены очень сильно - под влиянием тех, кто их записывал и давал комментарии со стороны христианства или атеизма! спор бесполезен по причине отсутствия первоисточников!!!! а теперишние попытки - просто попытка реставрации определённых личностей под свои идеи...
__________________
Делай что должен и будь что будет!
Этот пользователь сказал Спасибо Мстислав за это сообщение: